Владимир Смирнов — Критика
Владимир Смирнов — Критика
пролог
Я никогда сознательно не писал эссе. А сейчас я почувствовал острое желание это сделать. Для начала давайте попробуем разобраться, что это такое. Эссе – это некое прозаическое сочинение, которое выражает мнение автора по какому-либо поводу. Если так, то получается, что все мной когда-либо написанное можно назвать эссе. Но так уж случилось, что давным-давно начиная писать я стал называть написанное рассказом-размышлением, поэтому и данное произведение буду называть также (в конце-концов какая разница как это называть!?). Данное размышление, впрочем, как и всегда, привязано к определенному событию, но при этом находится вне времени.
Недавно я купил сборник стихов Марины Цветаевой и спустя какое-то время начал его читать с самого начала, т.е. с предисловия которое обычно бывает в таких книгах. И в процессе прочтения мне в голову в очередной раз пришла мысль, зачем? Это двойное зачем: зачем они пишутся (предисловия) и зачем я их читаю?
1
Ответы на вышезаданные вопросы кажутся простыми. Пишутся они для того, чтобы познакомить читателя с биографией автора, рассказать о его творческом пути и т.д. Если бы все было так просто, то я бы не стал об этом писать, дело немного сложнее и я это говорю, как человек, который прочитал много различных предисловий к абсолютно разным книгам. Итак, первый вопрос, зачем они пишутся?
Со стороны кажется, что именно за тем, чтобы познакомить читателя с какими-то биографическими подробностями автора, но то что выходит, как правило получается очень далеким от этой идеи. Почти во всех предисловиях сквозит конкретное мнение автора предисловия о конкретном авторе и его отношении к его творчеству. Вы скажете, что это нормально, но это не так. Это могло бы быть нормальным если бы мы покупали книгу этого автора (автора предисловия) и в ней бы мы читали его мнение о людях (писателях, поэтах и т.д.), а здесь мы покупаем книгу совсем другого автора и если в ней присутствует предисловие, то оно должно быть нейтральное, оно не должно навязывать какое-то конкретное мнение, конкретного человека. Ни в коем случае в таких предисловиях не может происходить «притягивание» автора (или его творчества) к какому-либо режиму или какой-либо политической или человеческой позиции. Только сам автор знает (и то не всегда), что он хотел сказать тем или иным произведение (своим творчеством), а остальное домыслы и иногда даже сознательно навязываемое мнения об авторе. Страшно то, что это может быть даже не свое мнение (человека пишущего это), т.е. это некая акция, чтобы притянуть автора на сторону чего-либо (режим, мнение, мысль, политическая ситуация или еще что). Человек, который это пишет, навязывает свое мнение об авторе другим людям (согласен, не все читают предисловия, но все же). Стихи разбираются на строчки и описывается, что хотел сказать автор, словами автора предисловия (с прозой тоже самое). Откуда он это знает? Как легко в уста автора вкладываются слова авторов предисловий. Я читал предисловия к книгам Льва Николаевича Толстого написанные советскими критиками, они в один голос тянут его на свою сторону, но достаточно лишь прочитать сами произведения Льва Николаевича, чтобы все понять. Читал некие «современные исследования» его творчества, это откровенное искажение фактов (я не говорю о том, что это правда или не правда, мы не можем этого знать, даже если нам это преподносится в качестве, скажем чьих-то воспоминаний о нем).
2
Второй вопрос, зачем я это читаю?
Я всегда тешу себя надеждой найти там, что-то такое, чего я еще не знаю об авторе. Мне как человеку пишущему (иногда) интересны какие-то детали жизни автора, т.е. например, случилось у него что-то в жизни и он под влиянием этого что-то написал (при этом я понимаю, что все индивидуально и что любое творчество это прежде всего свобода). Еще иногда, я натыкаюсь на какие-то отрывки стихов или отрывки других произведений автора, которые я не знал и которых в книге, которую я собираюсь читать нет, но именно этим отрывком они цепляют и бывает, что я сразу же начинаю искать это произведение целиком. Нечто похожее было у меня с Всеволодом Гаршиным. Я не могу сказать, что все предисловие мне понравилось, но там был приведен отрывок из одного произведения, который меня очень зацепил и до сих пор не отпускает (хотя произведение это я уже прочитал). Именно поэтому я, в который раз, открывая книгу, начинаю читать ее с предисловия, хотя очень хочется пропустить… (всегда)…
3
Критика. Нужна она или нет?
Моя творческая жизнь достаточно длительна. Я не могу считать себя ни поэтом, ни писателем, но несмотря на это пишу иногда стихи и рассказы-размышления. Я не знаю «размеров» стихов, а пишу всегда по наитию (либо слыша какой-то ритм, либо музыку) и не всегда этот ритм стандартен. В рассказах тоже самое. Когда-то я выбрал определенный формат и стараюсь его придерживаться (вопрос могу ли я писать лучше или хуже это другой вопрос, здесь разговор не об этом). При этом писать просто, в стол… не по мне… Всегда интересно, услышать мнение не только о самой форме стихотворения (читая стихи даже именитых авторов не всегда можно попасть в их ритм, хотя он есть), а о смысле, поскольку каждый может увидеть что-то свое. Поэтому если и хочется услышать какое-то мнение, то оно должно быть просто объективным, поскольку если человек захочет что-нибудь раскритиковать, он это сделает, легко. Важно услышать не хорошо это или плохо, а что именно хорошо, а плохо… этого не бывает. Любое творчество всегда найдет своего почитателя, поэтому, если что-то по каким-то причинам не нравится, то важно говорить, что это не мое… поскольку именно так оно и есть. Какой образ при прочтении сложился у читателя в голове, что он сам по этому поводу думает, вот что важно — личное мнение. Но никогда нельзя говорить, что это откровенно плохо (вы же не знаете почему именно так написано, может творец что-то искал, может не было нужной «волны», а хотелось писать и получилось это (и для него это важно), может, может, может…) Поэтому критика нужна, но именно в том контексте как я написал выше.
Не убивайте в людях желание писать… поскольку какого-то критерия определения хорошо это или плохо просто нет.
эпилог
Еще хотелось бы отметить один важный момент именно здесь в эпилоге, поскольку он касается критики, но с другой стороны. В том же сборнике стихов Марины Цветаевой одно (может и больше) стихотворений было приведено не целиком, что побудило во мне желание найти его полный вариант. И когда я его нашел и прочитал, то именно полная версия этого стихотворения мне очень понравилась.
Читайте, читайте больше самих авторов и имейте на все СВОЕ мнение, а не то, которое вам навязывают.
Любое творчество важно и можно не здоровой критикой убить в человеке желание продолжать творить. Слово опасно, оно убивает. И важно все. Поэтому, прошу вас будьте доброжелательнее, а лучше, не критикуйте с целью убить…
Да, кстати, это всего лишь мое мнение…
22 февраля 2015 года
22 марта 2015 года
11 мая 2015 года
Картина: Картина: Эндрю Уайет — Мир Кристины, 1948
Полная библиография рассказов Владимира Смирнова
До скорой встречи на страницах блога — Комета МИР